У Креста на бору

«Сийский Хронограф» №5-6, 2005 г.

У Креста на бору

16 июля 1913 года епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил посетил Антониево-Сийский монастырь

В девяти километрах от Антониево-Сийского монастыря, среди глухого леса, на высоком бору, до 1923 года стояла маленькая церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Построенная в память о преподобном Антонии Сийском, она привлекала многих богомольцев, которые ежегодно шли летом Крестным ходом от монастыря.

16 июля 1913 года Сийскую обитель посетил Преосвященный епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. На следующий день он служил Божественную литургию в этой церкви. О том событии рассказывается в статье, опубликованной в «Архангельских епархиальных ведомостях» за 1913 год, № 16, часть неофициальная. Автор статьи неизвестен. 

Антониево-Сийский монастырь Начало ХХ века. Фотоархив Государственного научно-исследовательского музея архитектуры (ГНИМА) имени А.В. Щусева

 

В 159 верстах от губернского города Архангельска и в 89 от уездного города Холмогор находится обитель преподобного Антония Сийского. Основание ее относится к XVI веку (1520 г.), когда северо-западная часть нынешней Архангельской епархии в церковно-административном отношении входила в состав Новгородской митрополии.

Вот что сообщает об этом древнее предание: житель деревни Бросачихи Яминского стана (Емецкий приход), по имени Самуил, отправился однажды на озера для рыбной ловли и здесь, в лесу, у озера Угловатого, внезапно увидел семерых молящихся Богу иноков, из коих один стоял впереди прочих с воздетыми к небу руками. Считая это видением, Самуил в ужасе долго не смел двинуться с места. Убедившись, наконец, в действительности видимого, с благоговени- ем подошел он к старцам и принял от первого из них благословение. Это были преподобный Антоний и его ученики: Исаия, Елисей, Иона, Александр и другие. Они шли в поисках пустынного места, чтобы здесь, в глуши и совершенном удалении от мира, воздвигнуть строгую по уставу обитель.

Благословив Самуила, Преподобный спросил его, не знает ли он где-либо здесь такого места, где можно было бы поставить обитель. И Самуил привел иноков к озеру Михайлову, где еще за много лет до этого времени окрестные жители, приходившие сюда для рыбной ловли, нередко слыхали и звон колоколов, и пение иноков, и даже видели, как иноки «секут лес» под пашни. Место Преподобному очень понравилось, и «святый место то зело возлюби, и Бога благодари ту прежде водрузи крест».

Основав таким образом Сийскую обитель, преподобный Антоний в течение многих лет пребывал здесь «во слезах и трудах» и, собрав в нее множество иноков, по желанию братии принял на себя игуменство над нею и «добре пас стадо Христово».

Преподобный Антоний дожил до глубокой старости, и в 1556 году, на 79-м году своей жизни, мирно отошел ко Господу. Но, разлучившись со своей братией телесно, Угодник Божий не разлучился с обителью духовно. Он постоянно предстательствовал и предстательствует за нее там, пред Престолом Господним.

Малая вначале обитель преподобного Антония Сийского с течением времени превратилась в богатый и многолюдный монастырь. Великие князья и цари Московские жаловали ему земли и тони; монастырь расчищал и покупал новые и распространял свои территориальные владения.

Не позабыто было и то глухое местечко — высокий, поросший исполинскими соснами бор на берегу Угловатого озера, где впервые молился преподобный Антоний, когда шел к Михайловскому озеру. Вместо деревянного креста, который был водружен тут самим Преподобным, в 1668 году при игумене Феодосие была построена деревянная часовня в честь Животворящего Креста Господня. Впрочем, Промыслу Божию угодно было, чтобы это священное место вскоре же после этого стяжало себе еще более широкую известность и стало бы еще более дорогим для всякого, кто свято чтил память Преподобного угодника Божия.

Совершилось же все это по следующим причинам и при следующих обстоятельствах. Шел 1672 год. Был уже июль месяц. Но погода все время стояла неблагоприятная. Небо каждый день с утра и до вечера было покрыто черными тучами. Солнце не показывалось уже более месяца. И один только холодный дождь беспрерывно лился и ночью и днем. С болью смотрели бедные земледельцы на свои недозревшие нивы. Прибитые дождем к земле хлебные злаки гнили и гибли. Ждать хотя бы какого-то урожая не представлялось возможным, грядущее бедствие уже начинало действовать на всех подавляюще. И лишь немногие благочестивые и надеющиеся на Бога люди не пали духом, а, возложив печаль свою на Господа, вседушно обратились ко святому Угоднику Его преподобному Антонию, усердно прося его отвратить от них грядущее бедствие. И Преподобный услышал их молитвы. Он явился в образе святолепного, украшенного сединами монаха одному монастырскому работнику, Иоанну Тырыданову, в то время, когда тот, находясь на работах, немного забылся послеполуденным сном. Явившись, Угодник Божий велел Тырыданову встать и, назвав себя игуменом обители Антонием, приказал ему следующее: «Восставши скоро и отложивши всякое сомнение, безбоязненно иди и возвести настоятелю обители, чтобы он заповедал братии и всем живущим в монастыре наложить на себя пост, чтобы все свято хранили посты среды и пятка, а особенно все четыре поста, заповедал бы сущим под своею паствою священником, чтобы они наказывали детей своих духовных среды и пятки хранить и поститись в них, а для… настоящего времени идти иереом из окрестных весей со кресты со всенародным множеством, идеже первые водрузил Пречистый и Животворящий Крест сей в лето 7028 году, егда преподобный Антоний прииде на… место к Угловатому озеру со ученики своими».

Тырыданов в точности передал это игумену Феодосию; последний немедленно же послал «священнику Покровского девича монастыря в Емецке Елеазару» следующую память:

«Грех ради наших ныне настоит время студеное и всяким земным плодом прозябание идет тихо со скорбью, и на Холмогорах протопоп с соборяны и из приходских церквей со всего посаду и из волостей собираясь, о том молебствуют и ходят по приходам со кресты почасту; и тебе бы по сей нашей памяти в Емецком остроге священником Иоакиму и Киприяну и в Шарапове селе и на Прилуке Ивану Григорьеву и стретенскому попу Ивану сказать, чтобы для нынешнего настоящего времени шли молебствовать от церкви со кресты на пристанище Чудотворца Антония на половину дороги Емецкие к Ляпунову истоку, что течет в Угловатое озеро, к часовне, идеже водружен Животворящий крест; а на Хаврогоры и в Пиньгешеньскую волости послати б тебе памяти попом, буде им вместное дело для перевозов на то предреченное место с вами бытии; а оне б священники велели понаморем и трапезником в своих приходах ведомо учинить крестьяном, чтоб за кресты для моления из волостей собирались и шли, а кому по обещению будет у того креста молебна соборнаго пети по вере и оне бы шли прежде вас по утру ранее, а мы для того пошлем нарочно священника, и тебе бы с ними прихоцкими священники и с своими прихожаны приитить со кресты на то же …место в воскресение (прежде Иванова дня Предтечи), а мы многогрешные по явлению Преподобного Отца нашего Антония Чудотворца на то… место, на его Чудотворцево пристанище, со кресты со всем собором и з братьею и земледельцами придем же и с вашим преподобством ко Всемилостивому Богу… и Богородице… и всем святым общее молебное пение сотворти о благорастворении воздуха и о умножении плодов земных; и буде вы предварите на то место… приити скорее нас и вам бы противу святых икон и Животворящего креста во стретенье с кадилом, приити по обычаю церковному, а буде мы на том месте вас предварим и мы противу святых икон и Животворящего Креста Господня, с которыми вы придете, во сретенье такожде по обычаю придем и вам должную честь по силе нашей воздадим».

И вот согласно этому наказу как из самого монастыря, так равным образом и из всех окрестных сел на бор к озеру Угловатому вскоре же совершен был торжественный Крестный ход и восслано было ко Господу Богу и ко святому Угоднику Его преподобному Антонию Сийскому усердное общественное моление. И это моление было услышано, и 7 июля, то есть вскоре же после этого моления, дождь прекратился, тучи на небе рассеялись, заблистало солнышко. Установилась прекрасная погода, последствием чего было то, что земные плоды, в которых многие уже отчаялись, произросли в изобилии, и надвигавшийся голод таким образом был отвращен.

После того Крестный ход туда стал совершаться ежегодно около праздника Рождества Иоанна Предтечи. Спустя некоторое время вместо прежней часовни здесь была поставлена небольшая церковь в честь Воздвижения Креста Господня, и вскоре тут организовали нечто вроде монастырского скита с ежедневным отправлением в нем служб церковных. Но в 1764 году этот скит прекратил свое существование, и у «Креста на бору» осталась лишь одна церковь.

Святое озеро. Храм в честь Воздвижения Креста Честнаго. Конец XIX века

Она находится в живописнейшей местности. Перед вами длинный, узкий, прямой и высокий сосновый бор. Посредине его длинною желтою лентой тянется ровная гладкая дорога, идущая из монастыря в большое торговое село Емецкое. Параллельно с дорогою как на той, так и на другой ее стороне идут громадные сосны, которые по мере своего удаления от дороги кажутся все ниже и ниже и, наконец, в том месте, где прекращается суша и начинаются темные воды Угловатого озера, превращаются в одну сплошную темно-зеленую стену.

Вот перед вами и сама церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Не доходя до нее несколько сажень, дорога круто сворачивает под угор, и вы быстро оказываетесь у самого озера, незаметно для себя переехав по маленькому деревянному мостику, перекинутому через Ляпозерский исток. Церковь осталась немного направо, уже позади вас. Она небольшая, вся белая, с зеленой крышей и с зеленым же куполом. В обычное время все окна ее бывают наглухо закрыты ставнями. И всюду кругом нее стоит ничем не возмутимая тишина. Но не то бывает здесь в неделю вторую по Пятидесятнице, или в первое воскресенье Петрова поста, когда сюда совершается соединенный Крестный ход, которым приходят тысячи богомольцев.

Бор тогда вмиг оживает. Часто еще в субботу, то есть еще накануне самого праздника, сюда стекаются большие толпы богомольцев из Ваймуги, Сельца, Емецка и других окрестных селений. В самый же праздник, рано поутру, из монастыря на лошадях привозят сюда ризницу, утварь и все необходимое для богослужения, и вместе с тем приезжает очередной иеромонах, который по желанию и по просьбам богомольцев служит здесь молебны до тех пор, пока не прибудет сюда настоятель монастыря и не начнется служение Литургии. С прибытием сюда иеромонаха ставни, которыми были закрыты окна церковные, открываются, из храма выносится небольшой колокол и подвешивается на большой сук громадной старой сосны.

Часам к 8 утра прибывает из монастыря и соединенный Крестный ход, в большинстве случаев состоящий из Сийского, Челмохотского, Хоробрицкого, Брин-Наволоцкого и собственно монастырского. Обычно сначала до Беловского креста едут по озерам на карбасах, а затем версты три идет еще пешком. Через четверть часа после этого хода прибывает еще Крестный ход из Ваймуги.

Наконец около 9 часов утра из монастыря на лошадях приезжает и сам архимандрит, и непосредственно за сим начинается Литургия. По окончании Литургии все священнослужители с Крестным ходом выходят из церкви и спускаются к озеру. Здесь совершается водоосвящение. После погружения в воду Святого Креста многие из богомольцев купаются в озере. Затем Крестный ход при пении молебна Святому Кресту и преподобному Антонию Сийскому обходит еще кругом церкви и, наконец, по исполнении молебных пений возвращается в монастырь, а опустевшая церковь снова запирается, и окна ее снова наглухо закрываются ставнями.

В нынешнем 1913 году это скромное пустынное торжество, павшее на 16-е число июня, было усилено еще тем обстоятельством, что в нем принял участие сам Архангельский архипастырь — Преосвященный епископ Нафанаил. Узнав об этом торжестве заблаговременно, Владыка решил выехать из Архангельска 14 июня в сопровождении епархиального наблюдателя церковных школ Н.Д. Козмина. Предполагая принять участие в праздничном богослужении, Преосвященный взял с собою из Архангельска отца протодиакона, одного из иподиаконов и двух-трех человек из своих певчих.

Преосвященный Нафанаил (Троицкий), епископ Архангельский и Холмогорский в 1912-1921 годах. Фото 1915 года.

Владыка выехал из Архангельска в 5 часов вечера на пароходе «Петр Великий» при торжественном колокольном звоне. Забрезжило раннее утро 15 июня. «Петр Великий» бесшумно, но быстро скользил по гладким водам глубокой северной великой реки. Рано утром показалась Сия, небольшое село с небольшою же деревянной церковью и с деревянной же колокольней. На прибрежном песке в ожидании парохода находилась толпа народа; стоящий же впереди всех человек держал в руках трехцветный Торговый флаг. То был местный Черняевскогорский волостной старшина С.И. Желебов, который указывал флагом пароходу то место у берега, где ему было бы более всего удобно пристать. Следуя этому указанию, пароход подошел и пристал к самому берегу.

Когда Владыка, сойдя с парохода, ступил на песок, то здесь его встретили местный священник о. Александр Образцов и казначей Антониево-Сийского монастыря иеромонах о. Сергий. Здесь же в ожидании Владыки находилось и несколько монастырских экипажей. Поместившись в одном из них вместе с епархиальным наблюдателем, Владыка при звоне колоколов с сийской колокольни безостановочно проследовал в монастырь. Встреченный по чину настоятелем обители и братией ее, Преосвященный сначала приложился к раке Преподобного, а затем удалился для отдыха в так называемую в монастыре архиерейскую гостиницу, находящуюся в одной связи с церковью преподобного Сергия Радонежского, что над святыми воротами.

В три часа дня с монастырской колокольни раздался благовест, вскоре перешедший в трезвон. Это свидетельствовало о том, что к вратам обители подходил Крестный ход из Хоробрицы, Брин-Наволока, Челмохты и Сии. После встречи этого Крестного хода в монастыре началось малое повечерие, а в 6 часов вечера ударили ко всенощной.

Главный монастырский храм был переполнен молящимися. Всенощное бдение совершал очередной иеромонах, а на литию и полиелей выходил Преосвященный с находившимся здесь духовенством. На полиелее перед ракою Преподобного Владыкою был прочитан акафист. Кончилось всенощное бдение в 12 часов ночи.

На следующий день, к 9 часам утра, Владыка из монастыря на лошадях прибыл ко «Кресту на бору» и здесь соборно со всем прочим духовенством совершал Литургию, водоосвящение на озере Угловатом и Крестный ход вокруг Крестовоздвиженской церкви с молебным пением Животворящему Кресту Господню и акафистом Преподобному Антонию Сийскому.

В монастырь Преосвященный возвратился уже около двух часов пополудни и весь следующий затем вечер посвятил обозрению обители. Между прочим, Преосвященный вместе с епархиальным наблюдателем посетил и проживающего здесь на покое просветителя новоземельских самоедов отца архимандрита Иону. Почтенный старец лежал больной, но когда речь зашла о самоедах, очень оживился и с отеческою любовью заговорил о дорогих ему инородцах.

Утром 17 июня Преосвященный выехал из монастыря в село Сию. Прибыв сюда, Владыка проследовал в местный приходской храм. По осмотре его посетил местного священника, а затем отбыл на берег Двины, где и сел на один из проходивших в то время в Архангельск пароходов. 18 июня, уже рано утром, Владыка был снова в своем епархиальном городе.

Крестный ход в 2010 году

This entry was posted in История Двинской Земли and tagged , , . Bookmark the permalink.

9 Responses to У Креста на бору