П.С. Ефименко о Челмохотском приходе

П.С. Ефименко во второй половине XIX в. собрал материалы по этнографии Русского Севера . Вот как описывает постройки жителей Челмохотского прихода свящ. Илья Глебовский: «Дома жителей все деревянные, почти все одноэтажные, построены без всякого плана; состоят из белой жилой избы (есть ещё и чёрные), с заборкою…; рядом с избою через сени, под одною крышею, позади находится поветь, под которой помещается домашний скот. Внизу под избою погреб с ямою для снега, где хранится съестное. У состоятельных дома двухэтажные… Амбары для хранения хлеба находятся отдельно, в основном перед окнами домов… »

В этом же издании можно найти описание одежды прихожан: » В Челмохотском приходе одежда в простые дни редко отличается у богатого от бедного. В будни мужчины одеваются в понитки (куртки), армяки серого сукна, сапоги (бахилы)»… В лес ходят летом в берёзовых лаптях… Женщины одеваются в будни большей частью в синие набивные холщёвые сарафаны и красный повойник на голове, на ногах кожанные простые выступки… В праздники мужчины одеваются в суконные сюртуки, нанковые сибирки, панталоны суконные… и жилеты… Богатые женщины одеваются в гарусные, штофные, ситцевые сарафаны, косынки, повойники — штофные, парчёвые, с вышитым золотом или серебром наверху кружечком… Девицы на груди носят перла из простого жемчуга, янтаря — на ногах чулки и башмаки даже козловые. Ныне женщины и девицы вместо сарафанов и штофников стали более носить гарусные и ситцевые платья немецкого покроя…»

П.С. Ефименко Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч.I — Москва, 1877 г.

Материалы с сайта: http://www.pukshenga.ru/19_c.html

 

This entry was posted in История Двинской Земли, История деревень and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий