Мурчи в Архангельске

Подданный Великобритании Дж. Мурч в гор. Архангельске
Его семья, друзья, знакомые и родственники

Обращаясь к истории Соломбальского военного селения, всегда поражаюсь уникальности этого пригорода губернского города. Когда-то, ещё в начале XVIII века, оно, будучи неотъемлемой и важнейшей частью Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, по своей значимости вполне могло с ним соперничать. Что отчасти и бывало. Для большей убедительности, сошлёмся на свидетельства современников.
Соломбальское селение «носило все признаки военного городка. Где ни ступишь, куда не пойдешь – непременно встретишь или морского офицера, или матросика флотских экипажей». «Население … тогда состояло единственно из морских и адмиралтейских служителей, с их семействами». А «по обширности и многолюдству селение … по числу жителей равнялось с целым городом»; их здесь с войсками было до 10 827 человек.
Национальный состав населения Соломбалы был не менее пестр. В начале того же XVIII века здесь стала привычной польская речь. Большая партия ссыльных поляков, пополнив ряды флотских рабочих экипажей, прочно обосновалось здесь. Сселились в селении и выходцы из европейских стран, те, кому не с руки было найти подходящее жилище и работу в губернском городе.
Своеобразным следствием такой интернационализации стал характер топононимики соломбальских улиц. По их названием можно было изучать географию Европы. Ирландская, Шортландская и Американская улицы мирно соседствовали с Английской. Французская, Норвежская и Шведская следовали друг за другом. А были еще и Любекская, Гамбургская и прочая, прочая.
Но мой интерес к прошлому Соломбалы всегда эмоционально подогрет и тем, что именно здесь более века обитали мои предки по материнской линии. Изучая их историю, пытаясь воссоздать их жизнеописание, я, разумеется, интересовался теми людьми, кто был в близком их окружении. Среди них с чисто северными русскими фамилиями Колупаевы, Прибытковы, Коковины, я вдруг обнаруживаю совсем иноземное имя – Мурч.
Его обладатель Джордж Мурч на протяжении многих лет был достаточно близок с семьей моего прадеда Ивана Ивановича Селезнева. Чем вызвана близость? Загадка … Но не меньшей загадкой для меня стал сам Мурч. Кто он такой? Каким ветром его прибило к соломбальскому берегу? Эти вопросы долго, более десятилетия не давали мне покоя. И лишь совсем недавно удалось получить на них ответ. Но, увы, лишь отчасти.
Первоначально, удалось установить следующее.
Некий Дж. Мурч, подданный Великобритании, в силу каких-то неизвестных обстоятельств оказался в городе Архангельске, прожил здесь несколько десятилетий, обзавелся семьей и кругом знакомых, в числе которых были в основном граждане Российской империи. В бытность в Архангельске он сохранял свое вероисповедание – англиканское и подданство.
В ходе поисков появлялись новые факты его биографии. Постепенно с их накоплением начала вырисовываться общие контуры соломбальского периода его жизни.
Первое упоминание о Г. Мурче (Джордже Мурче) мы находим в рапорте квартального полицейского приставу 3-й части города Архангельска. Оно относится к декабрю 1868 г., когда Соломбальское селение стало частью губернского города.
В рапорте указаны имена шести великобританских подданных единовременно появившихся в Архангельске. Побудительная причина их появления в документе не указывается, в рапорте лишь фиксируется сам факт их нахождения.
Все шестеро совместно прибыли в губернский город «17 декабря 1868 из деревни Куи Мезенского уезда и проживают в доме Вашанской [Е.К. – приближенное прочтение фамилии домовладельца]». Все они – подданные Великобритании и проживают в Архангельске «по аттестату Великобританского консула». Род занятий и «отчего пропитание имеют» — моряки.
Ниже приведем их список и персональные сведения, указанные в цитируемом документе.
Джон Томас Аннис. Лет от роду 35. Шкипер.
Г. Доржем. Лет от роду 39. Штурман.
Е. Яллон. Лет от роду 23. Матрос.
Р. Велис. Лет от роду 28. Матрос.
Г. Мурч. Лет от роду 18. Матрос.
Ф. Гриманц. Лет от роду 18. Матрос.
Можно предположить, что все они представляли команду (или её часть) небольшого судна, прибывшего из Великобритании в Россию и потерпевшего бедствие в Белом море близ деревни Куя. Откуда они были препровождены в губернский город.
К сожалению, не удалось проследить по архивным документам дальнейшую судьбу этих моряков, за исключением двоих: нашего героя — Г. Мурча и шкипера Джона Томаса Анниса. В очередном рапорте квартального полицейского от 10 апреля 1869 г. сообщается, что великобританский подданный Джон Томас Анис выбыл из Архангельска в Санкт-Петербург.
В данном деле хранится также следующий рапорт о Дж. Мурче. Приведем его дословно.

1 октября
Его Высокоблагородию Господину Приставу 3-й части г. Архангельска
Помощника Шуммера
Рапорт
Вашему Высокоблагородию честь имею донести, что в течение сентября месяца во вверенном мне 4-м квартале из иностранцев прибыло двое, а именно: Великобританские подданные – Екатерина Аме…… [Е.К. – второе имя прочесть не удалось] Хин, 13 лет и Джордж Мурч 19 лет проживающие по билетам Господина Начальника Губернии от 16 сентября с.г. за №№ 45 и 46.
№ 1777
30 сентября 1869

Вероятно, Дж. Мурч выезжал из Архангельска по какой-то надобности и вновь вернулся сюда. Возможно, он сопровождал малолетнюю Екатерину Хин.
Новые сведения о Мурче мы находим в приложении к очередному полицейскому рапорту на 1871 год.
Джордж Мурч. Лет от роду — 21. Великобританский подданный. Проживает по билету Господина Архангельского Губернатора от 21 октября 1870 г. за № 59.
Когда прибыл и где проживает – 16 сентября 1869 года и в доме купца Шмидта.
Чем занимается и отчего пропитание имеет — в услужении у Шмидта.
В том же документе находим и сведения об его работодателе – купце Шмидте, давшем к тому же и приют молодому англичанину.

Йенн Шмидт. Лет от роду — 40. Датский подданный.
Когда прибыл и где проживает – 29 мая 1868 г. и в своем доме.
Чем занимается и отчего пропитание имеет – кузнечное мастерство.

Вновь мы встречаем нашего героя спустя шесть лет – в 1874 году – и всё в том же Архангельске, точнее в его Соломбальской части. К этому времени он уже обзавелся семьей. Его супругой стала Александра Ильинична.
10 августа 1874 г. у великобританского подданного Джорджа Мурч, англиканского вероисповедания и законной жены его Александры Ильиной родился сын Александр. Крещен он был по православному обычаю 14 августа того же года. Восприемниками новорожденного стали ненокоцкий мещанин Николай Иосифов Бобылев и безсрочноотпускного рядового Стефана Попова жена Мария Федорова. К несчастью, ребенок прожил совсем недолго и 10 сентября того же года умер.
Спустя четыре года, 9 октября 1878 года, у Георгия Георгиевича Мурч, и законной жены его Александры Ильиничны родился другой сын — Яков. Крещен он был по православному обычаю 18 октября того же года. Восприемники новорожденного стали московский купец Еммануил Мельденсон и купеческая дочь девица Павла Иосифова Бобылева. В дальнейшем у супруг Мурч появились новые дети – Андрей и Александра.
Очевидно, что супружескую чету Мурч давно связывали дружеские, более того родственные отношения с семейством Селезневых.
В 1874 году, когда у архангельского мещанина Иоанна Иоанновича Селезнева и законной жены его Наталии Николаевны [мои прадед и прабабушка] родилась дочь Мария (5 февраля), восприемники новорожденной стали ненокоцкий мещанин Яков Стефанов Прибытков и великобританского подданного Джорджа Мурчъ жена Александра Ильина. Далее, когда в 1876 году у Селезневых появилась на свет дочь Пелагия (4 мая), восприемники были все те же: ненокоцкий мещанин Яков Степанов Прибытков и Великобританского подданного Егора Егорова Мурчъ жена Александра Ильина. И, наконец, при рождении у Селезневых третьего ребенка — сына Василия (30 января 1878 г.) восприемниками были архангельского мещанина Николая Федорова Колупаева жена Мария Емельянова и великобританский подданный Егор Егоров Мурч.
[Василий Иванович Селезнев приходится дедом по материнской линии автору данного материала]
В метрической книге Соломбальского Собора за 1908 г. имеется и такая запись: 16 августа у крестьянина Архангельской губернии и уезда, Соломбальской волости, Первосоломбальской деревни Георгия Иоасафовича Селезнева и его законной жены Александры Георгиевны родился сын Сергий. Он был крещен 24 августа. (Оба родителя православного вероисповедания). Восприемники новорожденного стали крестьянин Вологодской губернии и уезда, Спасской волости, дер. Харачево Александр Павлов Горталов и города Архангельска мещанская дочь девица Анастасия Андреева Мурч.
[Егор Асафович приходится родным племянником Ивану Ивановичу Селезневу.]
К сожалению, когда, как и где завершился жизненный путь Джорджа Мурча пока доподлинно установить не удалось.

Послесловие.
Этот материал уже был завершен, когда мне показали вот такую выписку из домовой обывательской книге 4 околотка 2 части г. Архангельска 1884 г.:
По Набережной и Вятской улице дом пивоваренного завода купца Михаила Васильевича Телятьева.
ДЖОРДЖ МУРЧ. 47 лет. Лютеранин. Прусский подданный. Рабочий. Грамотный. Холостой. Проживает по свидетельству Архангельского губернатора от 30.12.1884 г. № 5385. Из 3-й части г. Архангельска. Умер.
По всем данным – возрасту, вероисповедению, подданству, семейному положению этот Мурч никак не может быть соотнесен с соломбальским Мурчем. И, тем не менее, для наших краев уж больно редка эта фамилия …

Е.Ф. Колтовой

Comments are closed.