Село Пянда

Юрий И. © 2011

Церковь Троицы Живоначальной (1997-2005) в Пянде

Церковь Троицы Живоначальной (1997-2005) в Пянде

ПЕРВЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ УПОМИНАНИЯ О СЕЛЕ ПЯНДА

Т.к. до настоящего времени не было известно ни точной даты основания села Пянды, ни даты его первого упоминания, то пришлось произвести некоторые изыскания в древних и не очень актах. И вот, что удалось установить:

1694 г.

В Вологодской летописи содержится свидетельство о посещении Пянды Царем Петром Первым:
«Месяца августа в 4 день (1694 г.), ему же, великому государю, поход был на море двумя кораблями и яхтою, а до которых мест он, великий государь, ходил, того не ведают многие люди. И как он, великий государь, благоизволил от Арханъельского города к Московскому великому государьству путнее шествие творить сухим путем в Пянду и через Вагу на Вологду, и в Ярославль, в Ростов, и в Переславль, и к живоначальней Троице в Сергиев монастырь»[1]

1676 г.

Из описания путешествия в Россию голландского посла в 1675-1676 гг.:
«В среду, 29-го, рано утром, мы прибыли в Пянду (Pendo); карбас, вышедший 4 дня тому назад из Колмогор, принес нам известие, что в Архангельск прибыли 28 кораблей, в том числе 3 Английских. В эту ночь мы проехали мимо Калей»[2]

1643 г.

Грамота царя Михаила Федоровича Антониево-Сийскому монастырю от 12 марта 1643 (7151) г. о невзимании мыта, тамги, явки и иных пошлин в Шенкурском, Верховажье и на Пянде [3]

1639 г.

Явочная челобитная головы Пяндского мыта Г. Едемского о незаконных действиях воеводы от 1639 г. [4]

1623 г.

Жалованная грамота Царя Михаила Федоровича Спасскому Прилуцкому монастырю от 27 августа 1623 г.
(…) а на Тотме и на Устюге насадные и посаженные пошлины и на Пянде мыта, а на Колмогорах и на Вологде тамги(…)[5]

1621 г.

Счетные ямских старост от 22 декабря 1621 г.:
(…) Пянские сотни соцькой Сисой Андриянов да счетные люди Пянские волости Гаврило Степанов да Козьма Мартимьянов (…) что они отпущали с яму с Пянды по Двине реке в судах до Ягрыша и за верхнюю половину(…)[6]

Жалованная тарханная грамота Царя Михаила Федоровича Кирилло-Белозерскому монастырю от 20 августа 1621 г.
(…) Кириллова монастыря и из их монастырских соляных промыслов, от моря, в лодках, мимо Архангелского города и с Колмогор в судах, по нашему государскому указу повезут сорок тысяч пудов соли на монастырской обиход продовать, и что тое соли упродадут, и в городах на Колмогорах, и у Архангельского города, и на Устюг Великом, и на Тотме, и на Вологде, и в иных городах, мимо Архангельского города, и Колмогор, и Пянду, и Устюг Великий (…)[7]

1620 г.

Грамота Царя Михаила Федоровича о невзимании с монастырских судов пошлин на Пяндском мыту. Лета 7128 (1620) сентября 13 дня:
От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Вагу в подвинскую четверть Векошному Федору Насо­нову. Бил нам челом с Двины Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумен Иона с братиею, а сказал Блаженныя памя­ти Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии и по нашим оброчным грамотам платят де они с дву дощаников оброк, ко­торые у них ходят к Вологде с солью для монастырской хлебной нужи, у нас на Москве в Новогородской чети, за всякия наши пошлины и за мыты ежегодно, и по той нашей грамоте во всех городех и тех дощани­ков всяких пошлин не емлют. И ныне де в Важском уезде на Двине на Пянде учинен и мыт внове, и хотят де на них с тех дощаников имати проез­жую пошлину мимо той нашей гра­моты. И нам бы их пожаловати, тое наши оброчные грамоты рудити и на Пянде на мыту с тех дощаников проезжия пошлины имати не велети. И как к тебе ся наша грамота придетъ, и ты б Живоначальныя Троицы Ан­тониева Сийскаго монастыря игуме­на Ионы с братиею посмотрел на­шей жалованной грамоты. Да будет в грамоте написано так, как нам игу­мен с братиею бьют челом и той у них нашей грамоты рудити и на Пян­де на мыту с тех с двух дощаников проезжия пошлины имати не велел. А прочет сию грамоту отдал бы еси ее назад игумену Ионе с братиею и они держат у себя впред для иных наших приказных людей, а у себя с сей нашей грамоты оставил список слово в слово.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии.
У сей подлинной грамоты на черном воску с изображением единорога пе­чать.[8]

1619 г.

Отпись прошлого сотского Корбальской волости казначею Клоновского монастыря в том, что он сосчитался с ним в своем «сотничестве» от 3 мая 1619 г.:
НА ОБОРОТЕ: Да Андрею Устинову дал 7 алтынов, что он стоял на Пянде, с Сутугины деревни как послов дождались.[9]

Царская жалованная грамота Михаила Федоровича Спасо-Прилуцкому монастырю от 21 августа 1619 г. на беспошлинную покупку и продажу 14 тысяч пудов соли:
От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии на Вологду, на Устюг Великой, на Тотму, в Важский уезд на Пянду, на Колмогоры, воеводам нашим, и дьяком, и приказным людям, и губным старостам…. (и далее по тексту многократно упоминается)[10]

1618 г.

Память сотскому Семену Федорову о сборе денег на «ямщизну» на Пянду, земскому подьячему и в мирской расход от 16 октября 1618 г.[11]

1617 г.

Грамота Царя Михаила Федоровича в Важский уезд в Подвинскую четверть сытного дворца путному ключнику Афанасию Родионову от 21 марта 1618 г.:
(…) Бил нам челом Важеского уезда, Подвинсие четверти, Ростовские сотни крестьянин Гришка Туфанов Ростовские и Конецгорские волостей на крестьян, на прошлых соцких(..), а сказал: В прошлом во 125 (1617) году, по нашему де указу и по наказу путного ключника Афанасия Родионова, выбрале де те крестьяне со своих обеж его Гришку в емские целовальники на ям на Пянду к отпускам(…)[12]

Царская грамота Михаила Федоровича Двинским воеводам князю Хилкову и Войкову от 9 марта 1617 г., о дозволении Корельскому Николаевскому монастырю продавать 4 тысячи пудов соли, без платежа пошлин:
(…) и наше де жалованная грамота дана торговати им на Вологде безпошлинно четырмя тысячи пудов соли, и на Устюге, и на Тотме, и на Пянде, проезжих пошлин и мытов на которых не имать(…)[13]

Т.о. датой первого письменного упоминания о селе Пянда является 24 февраля (9 марта) 1617 года. И Пянда старше Березника на 59 лет

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ СЕЛА

В настоящее время у местных жителей села бытует в различных вариациях предание о том, что село Пянда будто бы основал известный русский землепроходец, открывший в 1623 году реку Лену — Пантелей Демидович Пянда, родившийся в последнем десятилетии XVI века. Но т.к. его записи («скаски») не сохранились, а вся информация о нём собрана в середине XVIII века историком Г. Миллером. И неизвестно ни его настоящее имя, ни места рождения и смерти, ни судьба до и после путешествия на Лену. То с достоверностью подтвердить или опровергнуть это предание не возможно.

Однако, как представляется, все же вряд ли село и река названы в честь Пантелея Демидовича, т.к. к 17 веку Русский Север был уже давно обжит, здесь проходил торговый путь с Англией, Данией и др. Западными странами и весьма сомнительно, что тут сохранялись еще реки, не имевшие наименования, а уж притоки Двины тем более. Но вполне допустимо, что сам Пантелей Демидович мог быть родом из села Пянда, в связи с этим и получивший такое прозвище (фамилию) «Пянда», т.к., во-первых, Двинская земля славится землепроходцами и первооткрывателями (Ермак(?), Хабаров, Дежнев, Атласов), а, во-вторых, этимологически слово «Пянда» уникальное, больше ни в каких географических наименованиях и именах собственных не встречающееся. Река же Пянда, по которой названо село, именуется так, вероятно, от того, что русло ее весьма изгибисто и напоминает ленту. (См. в словаре В.Даля: ПЯНДА — (архангельское) меховая разношерстная лента; аналогично в «Словаре областного Архангельского наречия..» А.И. Подвысотского (1885 г.) [14]). Хотя возможно, что корни этого слова имеют саамское или чудское происхождение.

СЕЛО ПЯНДА В XVII ВЕКЕ

Если анализировать указанные выше грамоты и акты, то из них явственно вытекает, что Пянда была мытом, т.е. местом, где останавливались все корабли и лодки, плывшие по Двине, и где с судовладельцев взимался за провозимый ими товар замыт (пошлина). Пянда была также местом, в котором отбывали ямскую повинность все жители Подвинской четверти Важского уезда. Эта повинность была необходима для организации перевозки лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямская повинность в Важском уезде выполнялась специально для этого выбранными ямщиками («ямскими охотниками»). Выбирались они из «не тяглых, лучших людей», так в грамоте от 21 марта 1618 г. говорится, что в 1617 г. крестьяне Ростовской и Конецгорской волостей для отбывания ямской повинности в Пянде выбрали Гришку Туфанова [15]. Избрание охотника закреплялось особым актом, выбором, в котором обозначались обязанности ямщика. Выбор выдавался ямскому стройщику или приказчику с поручной записью и рукоприкладствами поручителей. Далее ямщик получал от населения «подмогу», в виде денежной суммы и известного количества ржи и овса. Служил ямщик не более года, после чего назначались новые выборы. Подводя итог, можно сказать, что в 17 веке Пянда служила крупной почтовой станцией и внутренним таможенным постом на самом главном торговом пути России того времени. В этот период в Пянде существовало не менее двух храмов, один Троицкий и второй с двумя престолами – Георгиевским и Крестовоздвиженским, время устроения которых не известно [16].

СЕЛО ПЯНДА В XVIII ВЕКЕ

Ямская повинность была отменена в начале 18 в., в это же время вся торговля с иностранными государствами была принудительно переведена из Архангельска в только что основанный Санкт-Петербург, чуть позднее на Севере России приходит в упадок и солеварение, чей продукт, соль, долгое время был основным товаром Поморья. В итоге ни какое развитие Пянде не сулило. В Топографическом описании Вологодского Наместничества, составленного в 1784 году, читаем: «В Шенкурской округе (…) впадает в Двину реку при селении Пянде река Пянда же, на которой есть пристань, куда приходят каюки в осеннее время с солью следующей на продажу в Шенкурск, разные товары и рыба, и тут выгружаются, и потом зимним путем в разные места развозятся, а суда по перезимовании возвращаются в Архангельск» [17]. Т.е. Пянда служит уже только перевалочным пунктом, ни каких пошлин и сборов с этого товара здесь уже не взимается, иностранных послов и купцов не принимают, важные государственные почтовые отправления отсутствуют. Все это привело и к сокращению численности жителей Пянды, так если в 1744 г. в Пяндском приходе состояло 521 человек (265 м.п. и 256 ж.п.) [18], то менее чем через 40 лет в 1785 г. уже только 382 человека (168 м.п. и 214 ж.п.) [19]. В начале 18 века оба пяндских храма сгорели, на их месте были построены новые – в 1709-1710 гг. одноименный двух престольный (Георгиевский и Крестовоздвиженский) и в 1728 г. Троицкий храм, имевший вид корабля [20].

СЕЛО ПЯНДА В XIX ВЕКЕ

В 19 веке основными занятиями жителей Пянды, так же как и всего Шенкурского уезда было смолокурение, рыболовство, бурлачество, отхожие промыслы (в Санкт-Петербург и др.). Местные жители выращивали ячмень, на реке Пянда находилась мукомольная мельница о 2-х поставах, там же располагалась изба, где жили мельники. Как сообщают Вологодские губернские ведомости, в 1859 г. мельница, принадлежавшая царской фамилии, в связи с большеокладностью ее содержания (8 руб. 50 коп.) была выставлена на торги для передачи ее в частные руки [21]. Население Пянды согласно переписи 1859 года составляло 380 человек (в т.ч. д.Родионовская 69 чел., д.Екимовская 167 чел, д.Троицкая 144 чел.) [22].

План лесонасаждений Пяндской дачи 1-го Устьважского имения  Вельского удельного округа Архангельской губернии Шенкурского уезда

План лесонасаждений Пяндской дачи

Во второй половине 19 в. начинается новый виток бурного развития Пянды, связанный с быстрым ростом лесной промышленности в Архангельской губернии. В 1860 г. из дачи Важских волостей была выделена и генерально обмежевана Пяндская удельная дача [23]. Местное население начинает в больших объемах заготовлять лес и сплавлять его по р. Пянда до Двины и далее по Двине в Архангельск, где он уже реализовывался на экспорт. Такое быстрое экономическое развитие села привело и к резкому увеличению количества его жителей, так в 1885 г. в Пянде уже проживало 1070 человек (из них 507 м.п. и 563 ж.п.) [24].

3 июня 1886 г. в Пянде в результате попадания молнии полностью сгорел со всем имуществом Георгиевско-Крестовоздвиженский храм. После этого пожара в селе осталась только одна церковь – Троицкая, которая в 1894 г. была отреставрирована. Возле Троицкой церкви находилась деревянная колокольня, которая так же требовала ремонта. Здание церкви и колокольни было обнесено каменной оградой, возведенной в 1883-85 гг. на средства Попечительства. Так же в 1829 г. в селе Васильевском в 8 верстах от приходских храмов была построена часовня во имя Николая Чудотворца [25].

В конце 19 в. в Пянде была открыта церковно приходская школа. 14 сентября 1908 г. для школы был освящен вновь построенный дом (до этого школа располагалась в неприспособленных помещениях) [26].

СЕЛО ПЯНДА В XX ВЕКЕ.

К началу 20 в. Пяндское сельское общество образовывали следующие населенные пункты: д. Родионовская (Устье), Анисимовская (Горка), с. Григорьевское (Давыдово и Антоново), Екимовское (Пянда, Троицкое, Пяндский погост, Троицкий погост, Волость), Выселок с. Екимовское, а также изба при мукомольной мельнице. Проживало в этих н.п. к 1905 г. 795 человек [27].

2 августа 1918 г. в Архангельске произошел переворот, и в город вошла англо-франко-американская эскадра в составе 17 кораблей, а большевики в спешке отбыли по Двине в сторону Котласа.

Через пару дней после этого события в Пянде произошла весьма примечательная и полная драматических событий встреча. Возвращавшиеся из Москвы в Архангельск Леонид Леонов (в будущем известный советский писатель) и Степан Писахов (художник, сказочник) с тремя своими попутчиками остановились в Пянде для того чтобы найти лодку и продолжить путь в Архангельск. В это время по реке шла моторная лодка с красноармейцами: они подплыли почти в упор и неожиданно дали залп по безоружным людям. Один, раненный в ногу, упал, второй был сразу убит. “Пуля вошла в висок и вышла через затылок”, – как констатировал затем Леонов в своей заметке в газете «Северный день». Сам Леонид Леонов и Степан Григорьевич Писахов не были задеты первыми выстрелами и от греха подальше отбежали от берега. Красноармейцы причаливать и ловить беглецов не стали, а сразу уплыли.
Писахов подхватил раненого, и они отправились в дом пяндского священника, о. Александра. Вскоре красноармейская дружина, съездившая за подкреплением в Березник, вернулась в Пянду. “…Воинственно бряцая оружием, они, – вспоминает Леонов, – опрашивали, где находятся недавно приехавшие люди”. Дом, где разместились путешественники, вскоре нашли и оцепили. И то были минуты, когда Леонов и Писахов могли всерьез прощаться с жизнью. Но все обошлось. “…Широко размахивая красными руками, — пишет Леонов, – вошел комиссар (фамилия его, как мы после узнали, – Виноградов, один из „Архангельских” (имеется ввиду Павлин Федорович Виноградов, в честь которого и назван Виноградовский р-н АО)), постоял в дверях, плюнул в угол, грубо бросил:
— Здравствуйте, товарищи! – и, несколько меняя тон, свертывая «цыгарку», небрежно заметил, обращаясь к нам:
— Вы чего от берега-то убежали? По какой причине?
Наша хозяйка, сморщенная, седая, но крепкая старушонка, не выдержала.
— Что ты, батюшка, окстись, в живых людей стреляете, а еще спрашиваешь?
Комиссар самодовольно улыбнулся, сплюнул еще раз и двинул свою тушу к дверям, вероятно, «углублять революцию» в соседних деревнях, в среде рабочих и крестьян, начинать водворение «большевистского символа веры»…
Осада с дома была снята и Леонов с Писаховым смогли продолжить свой путь [28].

Уже 9 августа 1918 г. Пянда была занята войсками белых и интервентов. И только 19 сентября 1919 года, после того как интервенты отбыли в свои страны, большевикам удалось вновь утвердить свою власть в селе [29]. Вскоре в Пянде была создана партийная ячейка РКП(б), к концу 1919 года в ней состояло 23 пяндских жителя [30].

По переписи 1920 года в Пяндском сельском обществе проживало732 человека [31].

16 июля 1917 года жители Пянды на общем собрании постановили: «Открыть Пяндскую трудовую артель, необходимую для улучшения нашего быта».  В эту артель записалось 103 жителя села. Артель работала, но, видимо, в годы гражданской войны она свою деятельность приостановила. После войны члены артели расчищали берега рек Пянда и Чудеса от кустарников и леса для увеличения сенокосных площадей и пастбищ. Кустарник сжигали на месте, а лес продавали на дрова и балансы в город Архангельск на лесозавод N 23, который в то время принадлежал американскому промышленнику. Заготовляли и рудстойку, которую отправляли на шахты. На вырученные деньги покупали хлеб; деньги распределяли в виде заработной платы членам артели [32].

В годы всеобщей коллективизации на территории Пяндского сельсовета были организованы два колхоза: «Пяндский» и «Красный путь», которые в дальнейшем вошли в состав совхоза «Березниковский».

В середине тридцатых годов загорелась от молнии последняя церковь в Пянде — Троицкая [33].

В 1949 г. сплав леса по реке Пянда был запрещен в связи с организацией бобрового заповедника. В августе 1949 г. из Слободского бобрового хозяйства привезены и выпущены в реку Пянда в районе бывшей мельницы 14 (по др. данным – 15) бобров, которые хорошо прижились и расселились по другим речкам [34].

ЗАПАНЬ ПЯНДЫ

Запань у устья реки Пянда была устроена, вероятно, еще в конце 19 в. На это указывает, в частности, объявление в Вологодских губернских ведомостях от 26.01.1896, в котором говорится о проведении торгов на сдачу подряда выгонки, сплотки с устройством запаней и сплава леса по р. Ваге до С. Двины, с постановкой сплавного леса близ устья Пянды [35].

Однако непосредственно сам поселок Запань Пянда возник уже в советский период. В 1928 г. был образован Пяндский сплавной рейд, работали на нем сезонники, которые размещались в близлежащих деревнях. Как указывается в «Летописи Двиноважья», составленной краеведом Л.Ю. Озолом: только в 1936 г. на запани Пянда были построены первые 6 бараков и в том же году смонтирован радиоузел на 30 точек [36]. Однако статья из газеты «Правда Севера» от 1932 года свидетельствует о том, что уже тогда в Пяндской запани были общежития и столовая, и состояние их было удручающее: «в общежитиях рабочих с потолка сыплется песок, а хозяйственники, несмотря на жалобы рабочих, не хотят оклеить потолок газетами (…) Питание в столовой (на Пяндской запани) не улучшается. Кроме рыбы, крупы и растительного масла, ничего нет. Самозаготовки проходят неудовлетворительно. Отбросы из столовой идут неизвестно куда [37]». Поэтому датой основания поселка Запань Пянда, следует считать все-таки 1928 год, когда был образован Пяндский сплавной рейд. К 1939 г. в этом рабочем поселке проживало уже 157 человек [38].

О жизни Пянды во второй половине 20 века можно узнать из недавно вышедшей книги Павла Павловича Щеколдина «Остановиться, оглянуться…»

Остановиться, оглянуться… П. П. Щеколдин

Остановиться, оглянуться… П. П. Щеколдин

Остановиться, оглянуться… [Текст] : [исповедь человека, нашедшего дорогу к Богу : сборник] / П. П. Щеколдин. — Архангельск : Правда Севера, 2011. – 313, [6] с., [12] л. ил. : цв.ил., ил., портр. ; 21 см. – 1000 экз. – ISBN 978-85879-680-0

Аннотация

Судьба постоянно дает нам уроки. Счастлив тот, кто умеет извлекать из них пользу для себя. Автор смог найти дорогу к Богу, сумев преодолеть искушение пьянством, едва не закончившимся полным распадом личности.
Эта искренняя исповедальная история многим поможет посмотреть на себя другими глазами. В книгу вошли также стихи П.П. Щеколдина и газетные материалы разных авторов о церковной жизни Виноградовского района.

[1] Вологодская летопись // Полное собрание Русских Летописей. Том 37. — Л.: Наука, 1982. Стр. 189

[2] Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Подг. публ. А.Ловягина. СПб. 1900. Стр. 564

[3] Копийная книга Антониево-Сийского монастыря, XVII — нач. XVIII вв., 1°, 491 л., скоропись. ГААО. Инв. 2 р.с.л.(494) л. 213-214

[4] В коллекции Важских актов (Кн.27); Путеводитель по архиву Ленинградского отделения института истории. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. Стр. 200-201

[5] Титов А.А. Рукописи славянские и русские принадлежащие И.А. Вахрамееву. Выпуск 4. — Сергиев Посад, 1897. Стр. 69-74

[6] Русская Историческая Библиотека. Том XIV. — СПб, 1894. Стр. 346-352

[7] Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографической Комиссией. Том 2. — СПб, 1846. Стр. 221-225

[8] Макарий (епископ Архангельский и Холмогорский). Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре // Чтения в Императорском о-ве истории и древностей Российских при Моск. Ун-те.- 1878.- № 7/9, кн. 3. Стр. 45-46

[9] Русская Историческая Библиотека. Том XIV. — СПб, 1894. Стр. 341-342

[10] Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Том 3. — СПб, 1844. Стр. 75-77

[11] Русская Историческая Библиотека. Том XIV. — СПб, 1894. Стр. 327-331

[12] Русская Историческая Библиотека. Том XIV. — СПб, 1894. Стр. 324-327

[13] Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Том 3. — СПб, 1844. Стр. 68-69

[14] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. – М.: Рус. яз., 1989-1991. – Т. 1-4.; Подвысоцкий А. И. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. — СПб, 1885. — 197 с

[15] Русская Историческая Библиотека. Том XIV. — СПб, 1894. Стр. 324-327

[16] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 158

[17] Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 25. – Москва, В Университетской Типографии, 1857. С. 32

[18] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 157

[19] Архангельская губерния по статистическому описанию 1785 года. – Архангельск, 1916

[20] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 157

[21] Вологодские губернские ведомости № 27, 1859

[22] Список населенных мест Российской Империи. I. Архангельская губерния. — Санкт-Петербург, 1961. С. 100

[23] Неволин О.А. Грицынин А.Н. История Березниковского лесхоза.  — Архангельск, Правда Севера, 2002. — 537 с. С. 18

[24] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2 Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895. С. 157

[25] Там же С. 158-159

[26] Архангельские епархиальные ведомости. 1908, № 19, с. 640-641

[27] Список населенных мест Архангельской губернии к 1905 г. Составлен Секретарем Губернского Статистического Комитета Н.А. Голубцовым. – Архангельск, 1907. С. 68-69

[28] Подробнее см.: Пономарева И.Б. Главы из жизни Степана Писахова [Текст] : [научное издание] / cост., авт. предисл. и примеч. Л.И. Левин ; Гос. музейное об-ние «Худож. культура Русского Севера». — Архангельск : Правда Севера, 2005. — 232 с.; Прилепин, Захар. «Леонид Леонов: «Игра его была огромна» / З. Прилепин. – М.: Молодая гвардия, Серия: Жизнь замечательных людей, 2010. — 608 с

[29] Борьба за торжество Советской власти на Севере. С. 144

[30] Летопись Двиноважья. Автор-составитель Л. Озол. – Архангельск, Правда Севера, 1999. – 284 с. С. 63

[31] Список населенных мест Архангельской губернии на 1 мая 1922 года. – Архангельск, 1922. С. 159

[32] Озол Л. Пяндская артель // Двиноважье № 47 от 27.04.2004

[33] Ильина Л. Как много деревень хороших // Двиноважье № 116 от 14.10.2003

[34] Летопись Двиноважья. Автор-составитель Л. Озол. – Архангельск, Правда Севера, 1999. – 284 с. С. 117

[35] Вологодские губернские ведомости № 4 от 26.01.1896

[36] Летопись Двиноважья. Автор-составитель Л. Озол. – Архангельск, Правда Севера, 1999. – 284 с

[37] Правда Севера № 155 от 1932 года.

[38] Летопись Двиноважья. Автор-составитель Л. Озол. – Архангельск, Правда Севера, 1999. – 284 с

 

This entry was posted in История Двинской Земли and tagged . Bookmark the permalink.

Comments are closed.